realic_history (realic_history) wrote,
realic_history
realic_history

покушение на святое

Многие символы, которые в течение длительного времени не вызывали никаких отрицательных эмоций, однажды были использованы недостойными людьми и с этого момента использовать их считается западло.

Например, свастика ("коловрат") в течение тысячелетий считалась у индоевропейских народов символом Солнца и в этом качестве использовалась где угодно - начиная с буддистских статуй и поморских изб, заканчивая купюрами временного правительства Керенского. Но после Второй мировой войны использовать свастику считается западло.

То же самое и с бело-сине-красным власовским триколором - два с половиной века он мирно существовал в качестве флага торгового флота Российской Империи, во времена Николашки Последнего даже побывал государственных флагом и никаких негативных ассоциаций не вызывал. Правда, в Гражданскую войну он себя нехорошо проявил, но в конце концов был всего-навсего символом одной из воюющих сторон. А вот после той же Второй мировой войны, в которой, как было хорошо сказано в известной исторической статье, бело-сине-красный триколор "овеял себя поистине неувядаемой славой - без срока давности, как символ преступлений против человечества" - признавать этот триколор за флаг своей Родины могут только, мягко говоря, люди с неправильной политической ориентацией.

Та же самая судьба в ближайшее время, похоже, ожидает ещё один символ, который в течение последних 10 лет официальная пропаганда преподносит нам как символ нашей победы в Великой Отечественной войне, в противовес красному Знамени Победы. В течение всех последних лет этот символ считался, в общем-то, аполитичным символом Победы (хотя в действительности к победе в В.О.В. не имеет никакого отношения), несмотря на то, что навязывался исключительно публикой типа всевозможных "нашистов". А вот в последние месяцы этот симовл получил пролитическую окраску, став символом пропутинских охранителей, выступающих против революций и "раскачивания лодки". И в этом качестве себя дискредитировал.
В связи с этим интересно вспомнить реальную историю использования этого символа в ХХ веке. Вот угадайте, кому принадлежит форма и символика, изображённые на этих рисунках?

Yaroslavl_rebel


Yaroslavl_rebel_02


Yaroslavl_rebel_03
Нет, это не боевики Стрелкова-Гиркина.
И вот ещё:

Yaroslavl_rebel_01
Нет, это не гундяевская версия Знамени Победы.


Георгиевскую ленту в качестве своего символа использовали участники антисоветского савинсковского мятежа летом 1918 года

Сайт "униформология" приводит многочисленные свидетельства очевидцев:

Извлечения из Воинского устава Северной Добровольческой армии.
Дисциплинарный устав.
(…) Отличительные знаки состояния в частях «Союза защиты Родины и Свободы» - нашивки на левом рукаве в виде угла из узкой георгиевской ленты (шеврон).
Такого же цвета, но соответствующих размеров должны быть флаги и знамена. На знамена могут быть нашиты иконы святого, избранного для данной части.
Погоны надеваются только защитного цвета и только после специального разрешения штаба.
Начальник штаба Северной Добровольческой армии полковник А. Перхуров .
Уполномоченный от штаба при Восточном отряде, временно исполняющий обязанности уполномоченного от правительства Н. Григорьев .
Начальник Восточного отряда Н. Сахаров .
Красная книга ВЧК. Т.1. М., 1989. С. 86.
(Ярославский отряд Северной Добровольческой армии)
Бойцы знали друг друга, и им даже не требовалось специальных знаков различия. Офицеры носили георгиевские ленточки в петлицах и на фуражках, георгиевский шеврон на левом рукаве, некоторые надели и погоны, отличительным знаком для добровольцев стали белые или трехцветные повязки на левом рукаве.
По неподтвержденным данным повстанцы воевали под георгиевским знаменем и трехцветным российским флагом.
Цветков В.Ж. Восстание на Ярославской земле// Ярославское восстание. Июль 1918 г . М., 1998. С.7.
Знамя участников Ярославского восстания. Здесь и далее - реконструкция А.Каревского.
Конец июня, ст.Всполье:
Учитывая, что в 1918 году часто бывали случаи, что красноармейцы, выйдя в поле, начинали производить бесцельную стрельбу, я принял и эту стрельбу как факт бесцельной стрельбы и опять лег, но не прошло и пяти минут, как вошел ко мне красноармеец и сообщил, что на военный склад явились какие-то люди, вроде как офицеры, но без погон, и стали снимать караулы, что последние стали сопротивляться и был открыт огонь и караул весь арестован. Прибывшие приехали на грузовике с пулеметами и увезли из складов несколько пулеметов и одну пушку.
Проехав квартала два, я был остановлен четырьмя молодыми военными в виде юнкеров, державшими винтовки на изготовке, на груди которых красовались георг[иевские] ленты и банты. Я говорю им «в чем дело?», они в ответ — «слезай, узнаешь, в чем дело», ссадив меня с лошади, повели к караульному помещению, где один из провожатых обратился к одному военному, у которого на фуражке была тоже георгиевская лента, бант, сказав ему: «Господин капитан. Вот привели какого-то командира, который ведет на нас наступление».
Воспоминания начальника Новгородского отряда А.П. Полякова, 1928 г.
ФГА ЯО — ЦДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 64. Л . 6—10 об.
Опубликовано на сайте: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/64356
...Стали чаще поступать пленные с Георгиевскими лентами на груди...
Громов А. Воспоминания о Ярославском мятеже // Из истории Ярославского белогвардейского мятежа (6-22 июля 1918 года) / Сб. 2-й. Ярославль, 1922. С. 26-35.
Опубликовано на сайте: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/64357
Недалеко от Дома Народа по набережной под деревьями лежали два трупа в серых шинелях с георгиевскими лентами в петлицах.
Из воспоминаний Ярославского губернского комиссара финансов Г.И. Петровичева «О Ярославском мятеже», 1924 г .
ФГА ЯО — ЦДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 64. Л . 88, 107—156.
Настроение у жителей во все время мятежа было выжидающее, никто не знал, кто идет против советской власти (Далее в машинописи запечатано одно или два слова), но руководила восстанием интеллигенция, офицерство, студенты и даже гимназисты, причем возобновилось отдание чести по чинам и у всех были погоны и знаки отличия.
Интересную картину представлял Семеновский спуск к Волге. Под аркой лежало несколько человек офицеров в полной форме, с георгиевскими крестами, убитых… На другое утро офицеры были раздеты мародерами.
Заметки об Ярославском белогвардейском мятеже в г. Ярославле в 1918 году. Из воспоминаний Е. Лосинова. 11/ХП 1920 года
ГА РФ. Ф. 9431. Оп. 1. Д. 100. Л . 1.
6 июля 1918 года, т.е. в субботу утром я пошел, как по обыкновению на работу, только вышел на улицу и вижу картину: растянулась по берегу Которости, направленную в сторону Московского вокзала цепь солдат с георгиевскими ленточками.
Воспоминания И. Костылева. 17/VII-1924.
ФГА ЯО — ЦХДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 63. Л . 43—44. Рукопись. Подлинник.
6 июля:
К 12 часам пополудни стрельба все больше ожесточает, и обывателей на улицах совсем видно мало, все больше сидят дома, в центре города появились белогвардейские патрули с георгиевскими ленточками на груди (знак отличия от красных), бегающие и спрашивающие каждого встречного и поперечного, не проходили ли здесь красные.
Воспоминания о происходившем белогвардейском мятеже в г. Ярославле с 6 июля по 21 июля 1918 года (нов.ст.) 14/VII — 24 г . А.Б. (так подписано)
ФГА ЯО — ЦДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 63. Л . 117—122.



Мораль, которая вытекает из всего сказанного: нужно прекратить использование т.н. "Георгиевской ленты" как символа Победы в Великой Отечественной Войне. У нас есть своё красное Знамя Победы. А чёрно-оранжевую ленту оставим "нашистам", "свидетелям Кургиняна" и пиарщикам "Билайна".

Tags: 1918
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments